ATARI.Все началось в 1972 году в штате Калифорния,когда группа бунтарей из Селиковой долины бросила работу инженеров ради мечты.
Нолан Бушнелл Их предводителем был 28 летний Нолан Бушнелл(Nolan Bushnell),который ухитрился открыть свое дело всего с 500 $ начального капитала.Нолан Бушнелл и его друг Тэд Дэбни(Ted Dabney)решили основать свою маленькую компанию по производству игровых автоматов. Нолан основал компанию и теперь только осталось придумать ей название.После некоторых мучений с придумыванием названия, выбор был остановлен на слове Atari.Это английское написание термина,обозначающего группу фигур в логической игре(это была любимая настольная игра Нолана),изобретенной в древнем Китае К тому времени у Бушнелла уже был небольшой опыт участия в разработках простейших компьютерных игр.Была и идея относительно первой модели игрового автомата.Сняв в аренду территорию бывшей площадки для катания на скейтбордах,организовывается первый сборочный цех.В качестве главного инженера-проектировщика нанимается Аллан Алкорн(Allan Alcorn),впоследствии много лет проработавший руководителем департамента технологических разработок в Atari. Всю программную часть первого серийного игрового автомата берут на себя Бушнелл и Дэбни,Аллан же отвечает за проектировку аппаратной части и работу сборочного цеха.Первый опытный образец представлял собой автомат,состоящий из комплекта электронной аппаратуры,черно-белого телевизора, механизма сбора монет с коробкой из-под молока в качестве приемника.Игра называлась"Pong".Весьма упрощенный вариант настольного тенниса.С левой и с правой стороны экрана две ракетки в виде палочек,по полю летает импровизированный мячик.Правой ракеткой управляет автомат,левой–игрок.Требуется выбить мяч за территорию поля противника.
Первый прототип Pong'а Заменив коробку из-под молока более надежной стальной коробкой от инструментов,Бушнелл и Дэбни размещают опытную модель в одном из"злачных"пивных баров городка Grass Valley.Они поставили автомат в деревянный ящик,обклеенный бумагой для копирования.Он выглядел очень убого.Тэд и Нолан взяли по пиву, отошли к автомату для пинбола и стали смотреть.Что же будет?Один из посетителе подошел к ихнему опытному образцу и посмотрел на мяч,беззвучно прыгавший по экрану.Он вставил монетку и игра началась.
В конце концов он понял,что битами управляли две ручки и разыграл первую подачу.Скоро вокруг собралась толпа зевак.Завсегдатаев бара было невозможно оторвать от автомата.Они даже начали играть на кружки пива и стаканы виски.Бушнел с Элкорном понаблюдали за всем этим весельем и отправились по домам.На следующий день они позвонили и им сказали,что автомат сломался.Но когда они автомат открыли,то увидели, что он забит монетами до отказа. Они поняли, что с этой трудностью они как-то справятся. Разместив еще около пятнадцати автоматов в пабах,основатели маленькой компании всерьез задумываются о расширении масштабов производства.Поначалу была идея отдать сборочное производство"на сторону"(в подконтрольном режиме) а самим заняться вопросами маркетинга и разработкой новых игр.Однако переговоры с несколькими сторонними компаниями не увенчались успехом.Когда Нолан сказал,что Atari будет делать 100 автоматов в день,то все ему ответили–ты спятил. Бушнелл понимает,что далее придется самостоятельно организовывать весь цикл производства.Он еще очень плохо разбирался в бизнесе,пошел на биржу труда и нанял людей с улицы.Условно освобожденные,хулиганы, хиппи все это было ужасно и не профессионально.И все же,через полтора два месяца компания производила 100 автоматов в день.Они быстро покорили страну Бушнелл, Дэбни,Алкорн-все они недавно кончили колледж, а сделали что-то,что всколыхнуло мир.Atari,с начальным капиталом в 500 долларов,заработало первый миллион!
Слева-Тэд Дэбни,в центре-Нолан Бушнелл,справа, в белой рубашке-Аллан Алкорн О Понге стало известно,и скоро хлынули заказы.10000 аппаратов только для США.Также Нолан привлекает к работе(считай-перекупает)бывших коллег из компании Nutting Associates.Масштабы производства значительно расширяются,нанимаются профессиональные инженеры,бизнес в определенной степени упорядочивается.
Первые крупные успехи и…махинации.Двигаясь значительными темпами,компания продает к концу 1973 года более восьми тысяч(!)автоматов для«Pong».Игра по популярности превзошла даже любимый всеми с конца 1960-х"Pinball".Но существовало одно весьма неудобное общепринятое ограничение,связанное с каналами распространения продукции.Компания-разработчик,согласно общепринятым практикам,имеет право распространять свою продукцию с использованием каналов только того дистрибьютора,с которым заключается соглашение.Это называется принципом эксклюзивной дистрибуции.Совершенно очевидно,что при указанном ограничении,не получится продать товара больше,чем сможет"протолкнуть по своим каналам"всего один дистрибьютор.Это не устраивало руководство Atari. Бушнелл и Алкорн немного подумали над возможными вариантами поиска"обходных путей»",и решили проблему самым простым способом.Хорошим другом Нолана,господином Джо Кинаном,официально регистрируется новая компания по производству игровых автоматов,в которую уходят работать несколько инженеров из Atari. Компанию называют Kee Games.
Через несколько месяцев на рынке появляются игровые автоматы,аналогичные тем,что выпускает Atari,но уже под маркой Kee Games.Так команда Бушнелла получает еще один выгодный канал сбыта,и прибыль по итогам года составляет 3,2 млн. долларов.В указанной авантюре отказался участвовать Тэд Дэбни,опасавшийся возможных судебных исков со стороны конкурентов.За это он лишился места в компании,а его акционерная доля была выкуплена.Большой бизнес,дамы и господа!Корпорация Atari становится одной из самых крупных на рынке,в сегменте производства игровых автоматов.Весомые финансовые средства постоянно вкладываются в разработку новых игр. Но не дремлет и команда Kee Games.Джо Кинан проявляет незаурядный управленческий талант,благодаря которому обзаводится массой полезных деловых связей,а также,договаривается с дистрибьютором о наиболее выгодных условиях распространения товара.К концу 1973 года ему удалось добиться почти невероятного- дистрибьютор отменил эксклюзивные правила договора для Kee Games.Компания Кинана начала работать с тремя дистрибьюторами одновременно,без эксклюзивных ограничений.Технические специалисты Kee Games разрабатывают первый игровой симулятор танка,который по популярности в несколько раз превосходит"Pong". Руководство Atari задумывается о возможных последствиях.
После серии затяжных переговоров,в 1974 году, было объявлено о слиянии компаний под маркой Atari.Джо Кинан назначается финансовым директором.До 1978 года выпускается еще несколько разработок под маркой Kee Games,затем это название более не используется.
Один из самых больших планов продаж реализован в 1974 году,когда новая игра появляется раз в шесть недель.Тогда же выходит на рынок и первая домашняя игровая консоль"Pong". Рынок домашних игр.На новою компанию,по производству компьютерных игр–Atari,обрушился успех и еще больший успех на них ждал впереди,когда они решили перенести Pong из автоматов создав домашнюю игру. Бушнел понимал,что простор рынка домашних игр огромен.И,когда Эл сказал,что можно записать программу на чип и делать чипы такими дешевыми,что позволит выйти на рынок домашних игр, Нолан сразу согласился. Первые чипы были размером почти как ноготь пальца и обходились компании по 10 долларов за штуку.А они могли делать игру и продавать ее за 100 долларов.Гораздо сложнее было найти согласных продавать домашнюю версию Pong'а.Во всей стране не нашлось ни единого магазина игрушек который бы согласился купить Pong.И тогда один из сотрудников Атари предложил попробовать продать игру в отделе спорттоваров в универмаге«Сирс». Бушнела и Элкорна пригласили показать опытный образец в штаб квартире Сирс(Чикаго).За столом сидело все руководство,но эти люди не разбирались в высоких технологиях,а начальник отдела гордился тем,что изобрел одеяло с электрообогревом и кондиционером.Но случись такое:Эл подключает приставку к телевизору,а она не работает,нет изображения.Причиной неполадки,понял Элкорн,была самая мощная телебашня в Чикаго, которая находилась в нескольких этажах над ними.Ему пришлось открыть коробку и настроится на другой канал.Он наладил игру,поиграл в нее и Карл Лиин(босс),посмотрел на него,склонился над столом и сказал: «Мистер Элкорн,вы утверждаете,что берете все эти провода и присоединяете их крохотному кусочку кремния размером с ноготь?».Да,ответил он.В итоге руководство Сирс удалось убедить. Босс спросил:«Сколько вы можете производить?».Они вышли посоветоваться и решили около 25000 но,зайдя к руководству, Бушнел сказал 75000. А потом Карл вернулся к ним с заказом на 150000. Тогда они признались, что сделать столько им не по силу,у них просто не хватало денег.Карл Лиин отвел их в банк Сирс. Сирс заказали 150000 игр к рождеству 1975 года.Для Атари снова пришло время играть по крупному.Сирс запустил свою мощную рекламную машину и начался ажиотаж.Сенсационная игра 1973 года была теперь доступна в качестве лучшего домашнего развлечения.Прошел один рекламный ролик и все раскупили.Это было поразительно.Но у едва ставшей на ноги компании впереди были неприятности.Грозовые тучи собирались по мере того как росла прибыль.
Ральф Бер–изобретатель видео игр!Но тут завязался судебный процесс.Оказалось,что компьютерные игры были изобретены за 6 лет до появления Atari.Конструктор телевизоров по имени Ральф Бер(Ralph Baer)вынашивал эту мысль с начала пятидесятых.Мысль оформилась в 1966 году,когда он был в командировке в Нью-Йорке и ждал на остановке автобуса.Когда на следующее утро,1 сентября 1966 года,Бер вернулся на работу,он написал служебную записку на четырех листах,в которой изложил все.Он предлагал спортивные игры,погони,гонки.Бер сел за работу над своим изобретением.К 1968 году он изобрел первую телевизионную приставку,которую называл «коричневой коробкой».В его первой игре два пикселя гонялись друг за другом по экрану.Вскоре последовала игра в теннис и это за 4 года до того как Бушнел и Элкорн придумали Pong.
Ральф Бер Компания по выпуску радио и телевизионного оборудования«Магнавокс»наняла Бера на роботу и выпустила улучшенную версию коричневой коробки.В«Одиссее»было 10 разных игр.Чтобы приукрасить примитивную графику к каждой игре прилагалась цветная картинка на экран телевизора.К игре также прилагались джойстики,а еще Бер придумал первое световое ружье для стрелялок и тем самым намного опередил свое время.
В 1972 году Одиссею выставили на торговой ярмарке в Нью-Йорке.Приставка была гвоздем программы.Все восхищались ею,в том числе пресса.24 мая того же года на другой ярмарке в Силиконовой долине в книге отзывов появилось интересное имя–Нолан Бушнел.Бер утверждал,что Нолан играл в Одиссею,играл в настольный теннис.Но Бушнел говорил,что не видел этих игр,что он просто расписался и все.Повлеяло на Бушнела Одиссея или нет,но Ральф запатентовал свое изобретение.На патенте четко указана дата с описанием и рисунком телевизора с приставкой.На основании патента Бера Магнавокс подала в суд на Atari. Позиция Atari всегда была предельно ясной.Они заявили,что уладят дело только за ту сумму,которая не превысит стоимости защиты патента.В 1976 году в Чикаго после четырех летних переговоров Бушнел и Бер впервые встретились на ступенях федерального суда.Бушнел и его адвокат предпочли не идти в суд,а заплатить лицензионное вознаграждение по патенту Бера.За несколько дней они пришли к соглашению о лицензии за очень скромную сумму–он легко отделался.Компания Магнавокс согласилась на 400000 долларов. Ральф Бер добился справедливости,но не приобрел международного признания как Бушнел.Нолана называли отцом видео игр,потому что он все время был перед камерами,а Бер за кулисами.Прошло уже много лет,Ральф сейчас на пенсии,но он намерен дописать автобиографию и разъяснить истинное происхождение видео игр. Соглашение обошлось Бушнелу дешево,ведь Atari уже зарабатывала миллионы,но когда игровые автоматы вошли в золотой век популярности,Atari столкнулась с новой угрозой в виде,покорившей весь мир,игры из Японии.В 1978 году«Taito»выпустила игру,которая стала в Японии настолько популярной,что вызвала по всей стране нехватку монет по 100 ен.«Space Invaders»разошлись тиражом в 350000 штук по всему миру и вызвали возрождение бизнеса игровых автоматов.
Space Invaders На работе ты не гость! Унеси хотя бы гвоздь… Но мы все о руководящих должностях и крупных сделках.А как же рядовые инженеры,дизайнеры, программисты?Как работалось в корпорации непосредственно исполнителям всех теоретических приоритетов и первоочередных практических задач? После того,как местные хиппи были заменены на состав профессиональных категорий,новые сотрудники получили зарплату среднего уровня по отрасли.Сильного недовольства и возмущений не предвиделось.После 1973 года объемы производства и продаж значительно увеличились.Расширялся и штат персонала,но не в той степени,чтобы нагрузка распределялась равномерно. Объем работы каждого отдельного сотрудника увеличивался значительно,но руководство не рассматривало вопросы о повышении зарплаты.Помимо индивидуальных писем,в адрес руководства поступали и письма от целых отделов.Нолан делал вид,что не замечает таких просьб.На протяжении следующего года несколько сотрудников были пойманы при попытке выноса и продажи конкурентам отдельных деталей и целостных модулей игровых автоматов.Насколько известно,пойманы были только некоторые из"несунов". Почтя проведение частичных увольнений за лучшее решение,Бушнелл,совместно с отделом HR(отдел кадров), создает"кодекс работника Atari".К сожалению,история не сохранила копию этого документа для публичного ознакомления.Но думаем,уважаемый читатель,вы вполне можете представить себе идеологию подобного корпоративного опуса.Уволенным сотрудникам достаточно быстро находят замену в лице менее квалифицированного персонала с меньшими запросами и амбициями.Кроме проблем с кадрами,появляются некоторые претензии со стороны налоговых инспекторов.А тут еще и крупнейший дистрибьютор сильно настаивает на прежней схеме работы,т.е. на условии эксклюзивной дистрибуции.Руководство Atari вынужденно соглашается на такое условие.А конкурент,как известно,не дремлет.Корпорация"Fairchild Semiconductor" выпускает на рынок революционное изобретение–первую домашнюю игровую консоль со сменными картриджами.
Заплатив один раз за консоль 196$, потребитель платит далее лишь за новые игры на сменных картриджах! Эра векторной графики. Команда инженеров Нолана Бушнела делала первые шаги в векторной графике–новой технологии с потрясающим новым видом.В 1980 году«Астероиды»стали самой успешной игрой Atari.
В след за астероидами вышла"зона боевых действий"–еще один крупный успех. Галереи игровых автоматов расплодились везде.Во всем мире подростки и люде постарше тратили на них все свое свободное время и деньги.Политики и родители стали выражать озабоченность.В газетах по всему миру много писали о прогулах в школе и преступности,галереи заклеймили,как притоны где детей сбивали с пути истинного,но у Atari было решение.Инженеры Atari начинают разрабатывать радикально новое устройство с названием "Stella"или"VCS"-компьютерная видеосистема.
Atari 2600"VCS".Atari 2600,выпущенная в США в июле 1977 году(стоила 249$) компанией с одноименным названием,была первой удачной(учтите,не первой использовавшей)видео приставкой,использовавшей в качестве носителей информации картридж.Поначалу,приставка имела название Atari VCS(Video Computer System),но с 1982 года стала называться привычным нам именем(после выпуска более продвинутой консоли–Atari 5200). Но начнем все по порядку.Итак, в 1975 году,компания Atari имела специальный технический отдел,названный Cyan Engineering и призванный разрабатывать видеоприставки будущего поколения.Результатом этой разработки стал проект«Stella»(так назывался велосипед одного из разработчиков проекта).В отличие от предыдущего поколения приставок,которые использовали дискретную логику,чтобы играть в несколько встроенных игр,новое творение было комбинацией центрального процессора,объединенного с видео и звуковым чипом.Сначала разработчики не хотели поддерживать формат картриджей,но,увидев картриджи на других системах(к примеру,Fairchild Channel F),они решили все-таки разместить игры в картриджи. В 1976 году тот же Fairchild Channel F был выпущен,но проект«Stella»не был еще готов к производству.У Atari просто не хватало средств(несмотря на продажу своего изобретения«Pong»),и единственным способом получить необходимые деньги была продажа компании.Нолан Бушнел вынужден был принять нелегкое решение(о котором,несмотря на очевидные плюсы,ему впоследствии пришлось пожалеть),и в октябре 1976 года Atari была куплена медиагигантом Warner Communications за $28 млн.Atari сразу же получила так необходимую ей поддержку–Warner инвестировала в свое новое приобретение около $100 млн.Возможно,и ключом успеха Atari 2600 был человек по имени Jay Miner–разработчик чипа.Он сумел сжать весь макет оборудования TIA (Телевизионный Адаптер) в один единственный чип.Как только чип был разработан,система была готова к продажам.К моменту выпуска в 1977 году Atari потратила все 100 миллионов долларов на разработку. Джойстик Atari 2600–минималистская классика консольного дизайна,приносящая ощущение игры на аркадном автомате(и не очень удобное управление)прямо к вам домой.Он надолго стал стандартом для игровых устройств и совместим даже с Sega Mega Drive 2!Для игр вроде Video Olympics(сборник вариаций Pong)удобнее были paddles,также в количестве двух штук лежавшие в коробке с приставкой.Эти пульты впоследствии помогли продать немало игр вроде Night Driver и Asteroids,в которые не так легко играть при помощи джойстика. Первые партии приставок продавались по цене 199$ и с библиотекой игр всего в 9 игр.Чтобы как то конкурировать с Fairchild,Atari пошла на хитрый ход:она назвала свою систему как Atari VCS(Video Computer System),зная, что приставка Fairchild была известна под названием VES(Video Entertainment System).Когда компания Fairchild узнала об этом,она поменяла имя своего детища на Channel F. Однако скоро всех ждал крах игровой видео индустрии(первый).Исчезали клоны Pong(можно было купить за копейки–их слишком было много).Компании-разработчики игр были вне бизнеса,и поэтому и Atari,и Fairchild приходилось выжимать из себя последние соки. Затем, публика поняла,что можно играть в системы,помощнее Pong’а.Вот тут Atari 2600 и пришла слава.К 1979 году 2600 была лучшим подарком к Рождеству.За тот год было продано около миллиона приставок.Находясь на волне успеха,Atari лицензировала хит с аркадных автоматов–Space Invaders от компании Taito,тем самым удвоив количество продаж и они составили 2 миллиона экземпляров в год.После того как игра была выпущена в мае 1980 года,продажи удвоились и Atari 2600 и её картриджи стали основой двухмиллиардного дохода Atari в 1980 году.Продажи удваивались ещё два следующих года и в 1982 году составили почти 8 миллионов устройств.Тогда Atari начала разрабатывать проекты,связанные с выпуском новых видео приставок и даже домашних компьютеров,многие из которых и не выходили никогда на свет.Хотя компьютеры семейства Atari 8-bit продавались хорошо.В этот период Atari расширила линейку продуктов двумя моделями,совместимыми с 2600.Была разработана Atari 2700-беспроводная версия консоли,которая так никогда и не была выпущена из-за ошибки проектирования. Вскоре от Atari ушел Нолан Бушнел,а новые хозяева принесли с собой строгие порядки(раньше хоть Нолан устраивал вечеринки)и плохой подход к созданию игр(без всяких концепций,просто нужно было сделать,а что сделать–никого уже не волновало,вот качество и хромало).Да и многие разработчики игр были недовольны из-за малой оплаты за выпущенные ими творения.Например,Rick Mauer,который создал такой хит как Space Invaders,получил всего лишь 11000 долларов,несмотря на то,что доход от этой игры превышал 100 миллионов долларов.Поэтому многие решили оставить Atari и создать собственные фирмы-разработчики софта.Наиболее известна такая фирма Activision. Все же Atari продолжала покупать лицензии на различные игры,в том числе и такие как Pac-Man и E.T(обе были провальные).Просто главенство Atari решило выжать из приставки и игр-хитов все и как можно скорее.Новая версия Pac-Man была скучной и нудной:проходя уровень за уровнем,невозможно было подметить что-то новое, причем из оригинала была выброшена большая часть графики и звуковых эффектов.E.T.создавалась в спешке к Рождеству 1982 года–на всю работу у создателей ушло 6 недель,а получили–ходячий глюк,за которым даже играть противно.Хотя за лицензию Atari выложила больше $20 млн!Тираж был просто огромен-5000000 экземпляров!Из них реализовано было только около 20%.Миллионы картриджей пришлось отвезти в пустыню Alomogordo,Нью Мексико,и закатать в асфальт неподалеку от нескольких миллионов копий картриджа Pac-Man и мест проведения первых испытаний атомных бомб,и никто не знает, где именно покоится одна из величайших ошибок игровой индустрии.Вот так публика разочаровалась в этих играх.Тут и подходит второй кризис игровой индустрии.Atari2600 продолжала продаваться в Европе и США до 1989,а в Азии до 1990. Так как система была и вправду популярной,существует множество клонов Atari 2600,вот некоторые из них: CCE Supergame VG-2800(бразильский клон),Dactar Video Game(тоже бразильский),Funfair 2600(мексиканский), Funvision 224-in-1(нашли в Финляндии) и др. Технические характеристики Atari 2600/VCS: Процессор:8-битный MOS Technology 6507,работающий при частоте 1,19 МГц Audio + Video processor:TIA(Телевизионный Адаптер) Ram:128 байт(в некоторых играх аж 256!) Rom:4 Кб максимум(32 Kб,если переключаться по частичкам в 4 Кб) VRam:просто нет Разрешение:160 x 192(NTSC 60Hz),160 x 228(PAL 50Hz) Цвета:4 цвета на строке(без трюков),а на экране можно все 128 цветов использовать одновременно без особых проблем. Звук:2 моно канала Носители информации:картриджи Управление:2 джойстика. На ней можно было играть в видео игры в относительной безопасности и в уютной домашней обстановке.В первом опытном образце видео приставки Atari было все что надо:плата для монтажа накруткой,джойстики от игры«Танк».Они знали,что на ней должен идти Понг,Танк,Гонки,но помимо этого они не знали,что еще с ней можно будет делать.Но,денег на оплату полного цикла разработки и развития технологического нововведения не хватает.Требуется значительное финансирование"со стороны".Нолан Бушнелл продает Atari знаменитому гиганту развлекательной индустрии,корпорации Warner Brothers,за 28 000 000$,плюс к этому,оставляет за собой кресло председателя в совете директоров. Начало конца для Atari. Головокружительный взлет Atari привлек внимание крупных игроков.«Ворнер комъюникейшн»сделали Бушнелу предложение,от которого он не мог отказаться.Но для Atari это было началом конца.Бушнел остался генеральным директором,но вскоре между ним и правлением появились разногласия.Они только что выпустили VCS,а он заявил,что все,с VCS окончено.Все пришли в ужас,от такого заявления.Новых хозяев из Ворнера не впечатлили методы правления компанией.Они были Ньюйоркцы,и они не понимали,все казалось очень-очень ненормальным.Они стали постепенно избавляться от методов работы Atari и,в конце концов,уничтожили компанию.Целый ряд серьезных разговоров с новыми хозяевами привел,наконец,к неизбежному увольнению Бушнела.С ним рассчитались и показали на дверь.Промышленность потеряла своего мечтателя-первопроходца. Но беды Atari еще не кончились.Лучшие программисты,среди них Девид Крейн,поняли,что новое руководство не ценит их роль в исключительном успехе компании.Множество обещаний не выполнялось,некоторые инженеры,которые делали игры для домашних приставок,получали 50-60 тысяч долларов в год.Каждые 3-4 месяца они делали игру,которая приносила доход в 100 миллионов долларов,эти инженеры умели считать.Если руководство полагало,что инженеры стоят не более 1%,с тех денег,которые приносили их продукты,то им в такой компании делать было нечего. Warner Brothers инвестирует разом сумму около 100 000 000$ в технологические разработки.В октябре 1976 года"Stella"(другое название-"ATARI VCS")увидела свет в комплекте с девятью аркадными играми сразу. Ориентировочная стоимость всего комплекта-200$!И тут бы начать массовую рекламу и продажи.Но по каким-то неизвестным по сей день причинам консоль решили продавать только под Рождество,что явилось серьезной маркетинговой ошибкой.За ноябрь и половину декабря конкуренты наполнили рынок огромным множеством подобных устройств,и Atari упустили свою"большую долю".Время ушло,а деньги были потрачены. Activision–пост Atari. Девид Крейн и еще трое главных программистов ушли из Atari и открыли свою собственную компанию «Activision».После двух лет судебной тяжбы с Atari они добились права писать и выпускать свои игры для VCS. Activision выпустили много лучших игр для VCS,а сам Крейн создал самую удачную игру-«Западню».Каждая их игра расходилась,по меньшей мере,в полмиллиона картриджей(все они были хитами).Потом появилась Западня и разошлась миллионными тиражами.Западня стала первой платформенной игрой.Activision возродила ранний дух творческих дней Atari,но в то же время невольно вызвала катастрофу.Многие бизнесмены видели их успех, но они видели лишь это,и к несчастью,наводнили рынок продуктами,которые никто не хотел покупать.Atari способствовала потери потребительского доверия к компьютерным играм,такими наспех состряпанными продуктами как«ET».Миллионы картриджей с этой игрой оказались на свалке.Рынок компьютерных игр обрушился.В 1983 году Ворнер объявила о потерях в четверть миллиарда долларов за второй квартал и их акции резко упали.Теперь Нолан Бушнел очень жалеет,что продал Atari компании Ворнер,и считает этот поступок самой большой глупостью в его жизни.
Чтобы все дрожали-чтобы уважали!Историю с приставкой"Stella"можно назвать крупным провалом корпорации. В Warner Brothers,не получив ожидаемых дивидендов от разработки,принимают решение привлечь к руководству компанией своего ставленника,каковым назначается мистер Рей Кассар.Кассар известен жестокими и авторитарными методами управления.Формально он руководит потребительским подразделением ATARI,но фактически Кассар участвует в разработке и принятии всех решений,определяющих внутреннюю и внешнюю политику Atari.Маркетинг и планы продаж он берет под личный контроль,координируя ресурсы по данным направлениям.Основной приоритет политики смещается из сферы новых разработок и перспективных исследований в сторону агрессивного маркетинга уже существующих продуктов,а также дополнительных оптовых договоров поставок. Устанавливается строгая внутренняя дисциплина, ужесточаются правила внутреннего распорядка.Над каждой небольшой группой сотрудников вводится"смотритель"(в должности менеджера),докладывающий вышестоящему менеджеру о качестве работы каждого сотрудника.Периодически,в назидательных целях, практикуются увольнения с формулировками"незаменимых людей у нас не бывает".Этот период в истории Atari работники назвали"темные времена правления Кассара".Рей Кассар получает два неформальных прозвища- "Царь"и"Цезарь".
Рей"Царь"Кассар—сторонник авторитарного метода правления. Через некоторое время между Ноланом Бушнеллом и Реем Кассаром возникает конфликт.Последний настаивает на создании отдельного подразделения по разработке домашних компьютеров(так в компании называют многофункциональные домашние консоли).Бушнелл считает такую трату излишней и несвоевременной.Конфликт доходит до стадии криков и ругани,и Бушнелла увольняют из Atari.Кто у нас тут ставленник Warner Brothers? То-то же!Кассар становится полноценным"владыкой"компании. Теперь к практической стороне итогов бизнеса.Упор на маркетинг и увеличение объемов продаж приносят свои плоды.Годовой оборот Atari выходит на уровень 40 млн.$ в год.Чистая прибыль поднимается до отметки 7 млн. $ в год.Период начала 1980-х является самым высокодоходным во всей истории корпорации.В 1979 году,на знаменитой выставке высоких технологий, Consumer Electronics Show(CES),были продемонстрированы новые домашние консоли ATARI 400"Candy" и ATARI 800"Colleen".В том же году мировой общественности демонстрируется аркада с названием Football.Это первый симулятор футбольного матча.Появляются на рынке такие"хиты продаж"на тему войн в космосе,как Space Invaders и Lunar Lander.Это первые игры для автоматов, где используется векторная графика. Ну, а как же очередные скандалы?Да куда же без них в Atari!Строгий режим и диктатура,если не смягчать их весомой финансовой мотивацией,со временем начинают действовать на нервы.Особенно,наиболее профессиональным работникам. 25 апреля 1980 года на рынке появляется компания Activision,ставшая впоследствии одним из ведущих игроков на рынке развлекательного программного обеспечения.Как нетрудно догадаться-ее основали бывш)увидела свет в комплекте с девятью аркадными играми сразу.Ориентировочная стоимость всего комплекта-200$!И тут бы начать массовую рекламу и продажи.Но по каким-то неизвестным по сей день причинам консоль решили продавать только под Рождество,что явилось серьезной маркетинговой ошибкой.За ноябрь и половину декабря конкуренты наполнили рынок огромным множеством подобных устройств,и Atari упустили свою выгоду и инженеров. Рей Кассар не скрывает злобы и раздражения.Корпорации Atari совершенно не нужны конкуренты, да еще так близко знакомые с"внутренней кухней"компании.Кассар инициирует судебный иск против Activision"за использование внутренней информации и нарушение договора о неразглашении коммерческой тайны".Но засудить основателей Activision не получается.Activision продолжает свое развитие,поддерживая здоровую конкуренцию на рынке на радость потребителю.
Денег стало не хватать…продолжаем сокращать! Появление Activision и Nintendo в качестве основных конкурентов Atari в сфере производства игровых автоматов и домашних приставок,значительно уменьшает квартальные объемы продаж корпорации,а авторитарные и безапелляционные методы руководства господина Рея Кассара порождают проблему"текучки кадров”.Подобные обстоятельства не могут не отразиться на отношении сотрудников к работе,а значит–на качестве продукции и финансовом положении фирмы.Руководство Atari это осознает в полной мере,но не меняет принципов и методов управления. Для дополнительного финансирования производства, в декабре 1982 года,Кассар получает разрешение на продажу 5000 акций Warner Brothers,с последующим использованием полученной выручки.Сумма выручки составила 250 000 долларов.Примерно через полчаса после реализации акций,информационная служба Atari заявляет об увеличении годовой выручки на 10%,при первоначальных планах на пятидесятипроцентное увеличение.Средства получены,и теперь можно вкладывать их в производство,но через два дня акции концерна Warner Brothers падают на фондовом рынке на 33% от прежней стоимости.С точки зрения акционеров Atari,такое событие явилось настоящей финансовой катастрофой. 1982 год.Геймеры недовольны играми от ATARI. ATARI выпускает E.T.для ATARI 2600, игра Говарда Скотт Вошоу,разработанная всего за шесть недель.Ожидая бума на игру,компания выпускает картриджей больше,чем существует приставок ATARI 2600.Но у покупателей иное мнение,публика разочарована игрой.Огромное число непроданных картриджей закапывается в Нью-Мексико,наряду с миллионами других непроданных игр.И это хочу заметить не шутка.Хорошие проекты по-прежнему имеют популярность,но их становится всё меньше и меньше. ATARI 5200 новая приставка от всемирно известной компании появляется на свет.Консоль разрабатывалась как конкурент"Colecovision",хотя первоначально в конкурентах значилась"Intellivision".Базируемые на графических и звуковых чипах от домашних компьютеров,игры для неё эстетически выглядят намного лучше своей предшественницы.Консоль изначально несовместима с играми от ATARI 2600,пока ATARI запоздало не разработает переходник для запуска игр от предыдущей приставки.Главное недовольство геймеров в новой приставке это её недостаточно хороший джойстик.7 декабря ATARI объявляет о том,что продажи ATARI 5200 не оправдали возложенных на неё надежд.Цена акций компании моментально падает на 32%.
Atari 5200.Atari 5200 увидела свет в 1982 и была выпущена с целью расправиться с Intellivision,а также стала продолжателем славной приставки Atari 2600. Это была модифицированная версия компьютеров Atari 400/800, одной из самых мощных 8-ми битных домашних компьютеров того времени.Графика была на порядок лучше чем у 2600,что позволило конкурировать с продвинутой в графическом плане приставкой Colecovision.Atari 5200 имела множество поклонников,однако успеха Atari 2600 она так и не повторила. Характерной особенностью Atari 5200 стали многочисленные инновации,такие как автоматическим видеодвойник и 4 порта для манипуляторов,однако наиболее революционным был манипулятор с аналоговым джойстиком и системными функциональными клавишами(старт,пауза,сброс).К сожалению,конструкция самонецентрующегося джойстика показала себя неудобной и ненадёжной,отпугнув многочисленных покупателей.Неприятным фактом было и то,что на 5200 невозможно было играть в игры от предшественницы 2600(позже был выпущен VCS адаптер,позволяющий это делать ).Величайший игровой крах 1994 года позволил продержаться этой консоли больше,чем её конкурентам. Интересно,что картриджи от Atari 5200 были в два раза больше чем у 2600.Это было сделано только с одной целью-покупатель думает,что покупает"большую и лучшую"игру.Также Atari 5200 стала первой приставкой,в которой реализована кнопка"Pause". Технические характеристики: Процессор:Motorola 6502C 8бит Частота:1,78 MГц RAM:16 Кб Разрешение:320х192 [/b]Цветов:256, на экране-16 Звук:4-х канальныйНоситель:картриджи Цена:330$ Далее последовали массовые сокращения персонала(было уволено около 600 сотрудников)и закрытие крупной фабрики в El Paso,Испания.Четырнадцать грузовиков вывозят большую партию нераспроданных консолей на промышленную свалку,где консоли«закатывают в бетон».
Вскоре Рей Кассар и вице-президент компании Деннис Грот,попадают под федеральное следствие по обвинениям в сокрытии реальных доходов корпорации от органов налогообложения и использовании внутренней информации конкурирующих компаний с целью влияния на их деятельность.А промышленный шпионаж расценивается в США как весьма серьезное обвинение.Таким вот бесславным образом закончились времена диктатуры"Цезаря”. Семейный бизнес и новые надежды. В начале 1984 года на рынке консолей и игровых автоматов постоянно циркулируют слухи о том,что концерн Warner Brothers намерен продать корпорацию Atari по весьма приемлемой цене.Как это ни удивительно, покупатель находится довольно быстро.Покупателем выступает Джек Трэмиел(Jack Tramiel),бывший президент и создатель Commodore Computers.Он выкупает контрольный пакет корпорации в размере 51% акций.
Джек Трэмиел (второй справа) со своими сыновьями. Как Вы думаете,каким было первое распоряжение нового владельца корпорации?Догадаться не сложно.Были уволены сотрудники из числа специалистов по продажам,руководители среднего и высшего звена различной квалификации,общим числом около одной тысячи человек.Основные руководящие посты занимают три сына Джека Трэмиела.Своеобразный семейный подряд.Каковы же были дальнейшие планы семьи руководителей? Можно сказать,что довольно неожиданные. Среднесрочные и долгосрочные планы предусматривали постепенное превращение Atari в компьютерную компанию,в том смысле,что новая команда поставила перед собой задачу разработать и успешно внедрить на рынке полнофункциональную компьютерную платформу,способную конкурировать с IBM PC и Apple Macintosh. То ли по причине наличия столь одиозного замысла,то ли просто из соображений корпоративной гордости, семьей Трэмиелов отвергается весьма выгодное предложение со стороны компании Nintendo по реализации большой партии успешной игровой консоли Nintendo Farmicom по каналам сбыта Atari.Что самое неожиданное в подобном предложении от Nintendo–значительную часть партии консолей Farmicom предлагалось продавать под маркой Atari (!).Отказ от такого контракта,как выяснилось позже, явился еще одной досадной оплошностью с точки зрения дальнейших перспектив развития бизнеса.Nintendo и Atari.Эти две компании,объединив усилия, могли бы получить долю,составляющую 75% рынка игровых консолей.Но сделка не состоялась.Истинная причина отказа осталась загадкой для средств массовой информации. Ранее единая,компания Atari,усилиями нового руководства, разделяется на два,формально не зависящих друг от друга,юридических лица.Подразделение домашних консолей и видеоигр переименовывается в Atari Corporation,подразделение стационарных игровых автоматов–в Atari Games. Играем с помощью бровей.Параллельно с финансированием разработки проприетарной компьютерной платформы для домашних пользователей,Джэк Трэмиел производит серьезные денежные вложения в инновационную игровую систему управления с названием MindLink.Игрок,подключив комплект MindLink к приставке Atari 5800,мог управлять движениями главного персонажа с помощью бровей.Без шуток,совершенно серьезно.Левая бровь вверх– герой идет налево.Правая бровь–направо.Брови вверх одновременно–выполнить действие.Согласитесь,что идея довольно оригинальная,и менеджеры Atari спешили представить игровой общественности подобное нововведение.
Пробный образец системы управления был продемонстрирован на ежегодной выставке CES(Consumer Electronics Show/Выставка потребительской электроники).Посетители спешили опробовать новинку,однако, после первых пятнадцати минут начинали жаловаться на головную боль.Скорее всего,имела место недоработка технического характера где–то в области подсистемы передачи импульсов от головы играющего к блокам, преобразовывающим импульс в соответствующий цифровой сигнал.Так или иначе,играть более двадцати минут с помощью MindLink было совершенно невозможно по причине возникновения сильных головных болей.
Кроме того,в последний день CES,когда(по статистике)павильоны выставки осматривает самое большое количество посетителей,произошел неприятный конфуз.В ходе демонстрации работы устройства,один из руководителей Atari попытался надеть головной обруч MindLink,но,не удержав его в руках,уронил на пол. Опытный образец разлетелся на части,вызвав взрыв смеха в толпе зрителей.Причина,вызывающая головную боль,не была устранена,проект создания подсистемы управления MindLink был закрыт.Возродить подобную технологию,насколько известно автору статьи,больше не пытались.
Снова Нолан Бушнелл и судебные процессы. После провала проекта MindLink руководство Atari Games и Atari Corporation вынуждено в очередной раз проводить сокращение штата,а оставшимся сотрудникам"урезают”заработную плату в диапазоне от 10 до 20 процентов,в зависимости от квалификации. Следующие два года(1985-1986)были все же более-менее успешными для бизнеса,поскольку на рынок представлены две новые домашние приставки ATARI VCS и ATARI 7800,а также, персональные компьютеры марок 65XE,130XE,ST на собственной платформе.Персональные компьютеры не оправдали финансовых надежд,чего нельзя было сказать о двух новых моделях приставок, продававшихся с шестью новыми играми.В 1987 году был объявлено о том,что продано 1,5 миллиона консолей ATARI VCS и ATARI 7800. Предыстория Atari 7800. В марте 1983 года ATARI объявляет о новом сверхсекретном проекте под кодовым названием"Falcon Project". Организуется новое отделение ATARI по имени Ataritel,с помощью которого компания надеется выйти на рынок телесвязи.Летом 1984,на выставке CES,ATARI выпускает новую игровую приставку ATARI 7800 продвинутую консоль с возможностью обратной совместимости с играми от 2600.Warner Communications,в которую входит ATARI,сталкиваясь с всё повышающимися потерями,решает продать ATARI.Покупатель находится быстро.Джек Трамил основатель компании"Commodore computers".Трамил переименовывает вновь приобретённую компанию (которая включает в себя игровые и компьютерные подразделения) в"Atari Corporation".Трамил сразу заявляет, что новая компания не буде заниматься продажей игровых приставок,а займётся новыми 16-битными компьютерами.Все новинки,которые были показаны на CES,откладываются на неопределённое время.1986 год ATARI завидуя успеху конкурентов,также решается выпустить на Американском рынке игровую приставку ATARI 7800.1987год Atari заново начинает выпускать игры для ATARI 2600,которые мало кого интересуют,и почти полностью игнорируются игровой прессой.На ATARI 7800 выпускаются порты Намкомовских игр Galaga и Dig Dug,Williams"Robotron:2084 и Joust, Electronic Arts"1983 basketball game One-on-One Basketball.Выходит несколько игр собственной разработки,Asteroids и Centipede из их числа. ATARI опять наступает на старые грабли,выпуская очередную новую игровую приставку-компьютер Atari XE Game System(XEGS),которая является ничем иным,как давно уже устаревшей моделью линейки компьютеров 800-серии выпускавшихся компанией ранее.XEGS использует картриджи совместимые с умирающей серией компьютеров 8-bit XE computer (включая две игры Barnyard Blaster и Flight Simulator II).Также в комплекте идёт световой пистолет и само собой клавиатура.Конечно как уже это случалось с ATARI не раз,продукт не находит своего потребителя и о компьютере-приставке быстро забывают.1988 год. ATARI games создаёт подразделение"TENGEN,"которое займётся разработкой игр для NES,но любовь длилась недолго, почти выжившая из ума компания подаёт на Nintendo в суд.Обвиняя её в том,что она незаконно монополизировала весь игровой рынок Северной Америки, достигнув своей цели незаконными методами как:установка цен,использования технологии локаута, которая помогала запретить незалицензированное развитие программного обеспечения для NES.Вот такие интересные дела происходили.ATARI можно поставить пять баллов за самое оригинальное обвинение!
Atari 7800.Atari 7800 Pro System была разработана ещё в 1983-84,но не появилась в то время из-за Величайшего краха видео рынка.В 1986 Nintendo оживила рынок видеоигр.Было решено срочно вытащить из запасников Atari 7800,но к тому времени,как это было сделано,Sega вышла на рынок видеоигр со своей Sega Master System,тем самым заняв место Atari.Nintendo и Master System были совершеннее 7800,но,что самое обидное,время игр Atari уже прошло,старые хиты бледно смотрелись на фоне даже самых первых игр для приставок следующего поколения.Atari 7800 позволяла играть и в классические игры от 2600.Так же для консоли были переизданы старые хиты.Всё это было сделано для привлечения поклонников консоли,но геймеры жаждали новых хитов,а как таковой поддержки третьих фирм производителей игр почти не было. Приставки и игры к ним продавались вяло и к моменту выхода 16-ти битных приставок в 1989 году эта приставка ушла в небытие... Технические характеристики Atari 7800: Процессор:Atari SALLY 6502 ("6502C") Частота:1.79 МГц.Снижалась до 1.19 МГц при доступе чипов TIA или RIOT (в отличии от 6502, SALLY мог останавливаться,позволяя другим устройствам контролировать шину данных) RAM:4 Кб(2 6116 2Kx8 RAM ICs) ROM:4 Кб BIOS ROM,до 48 Кб ROM в картриджах(без переключения блоков) Графическая подсистема:MARIA Разрешение экрана:160x240(160x288 PAL)или 320x240/288 25 цветов из 256-ти цветной палитры максимально Прямой Доступ к Памяти(DMA) Частота:7.16 МГц Порты:2 джойстика,1 картриджа,1 порт расширения,питание,RF вывод Звук:TIA видео и звуковой чип,как у 2600.В играх 7800 использовался только звук.Видео и звук задействовались в играх 2600.Опционально звуковой чип POKEY в картридже. Вскоре в компанию возвращается ее основатель,господин Нолан Бушнелл.На этот раз ему поручается руководство подразделением разработки игр для ATARI VCS.А с начала декабря 1988 года начинается затяжная судебная война между Atari(Atari Games,Atari Corporation)и Nintendo.Дело в том,что Nintendo довольно быстро увеличивала процент своего присутствия на рынке,значительно оттесняя конкурентов в секторе домашних игровых консолей.Самой продаваемой игрой от Nintendo считалась знаменитая аркада с названием"Tetris”/"Тетрис”,но у Nintendo не было на нее эксклюзивных прав. Подкупив ряд сотрудников компании Tengen,которая ранее выпускала программное обеспечение для консолей Nintendo NES,инженеры Atari и Tengen совместно"взламывают”защиту консоли Nintendo NES,и портируют, немного подработав,на одну из приставок Atari аркаду"Tetris”.Затем юристы Atari,"вывернув наизнанку”суть происходящего,подают в суд на Nintendo,обвинив конкурента в том,что они украли"Tetris”у Atari.Судебный процесс продолжался довольно долго,но решение было вынесено в пользу Nintendo,хотя суд не смог уличить сотрудников Atari и Tengen в предпринятом мошенничестве. Что касается авторских прав на логическую игру"Tetramino”/"Тетрамино”,которая гораздо более известна как "Tetris”,то в патентных разбирательствах на авторские права в течение семнадцати лет (1976-1993),участвовало порядка двадцати компаний.В числе участников выступали корпорация Andromeda(Великобритания),Spectrum Holobyte(США),Вычислительный центр им.А.А.Дородницына Академии Наук СССР и НПО«Электрон Оргтехника».Патентные судебные тяжбы велись на самом серьезном международном уровне. Очередной громкий исковой процесс инициирован юристами Atari Corporation в 1989 году против Nintendo. Последней в вину вменялись многочисленные нарушения антимонопольного законодательства.Стоимость судебного иска составила 250 миллионов долларов.И снова суд выносит решение в пользу Nintendo.Получив от судебных процессов только финансовые потери,семья Трэмиелов на какое-то время прекращает попытки "задавить”конкурента судебными исками. Из интересных технических решений,сконструированных инженерами Atari в 1988-1993 годах,следует отметить два продукта.Это игровая консоль Lynx со встроенным цветным дисплеем.До выхода Lynx в массовую продажу, все встроенные в ручные консоли дисплеи были исключительно черно-белыми.
Atari Lynx.Lynx-единственный handheld от Atari был изобретен еще в 1987 году инженерами(в количестве двух штук:Dave Needle и R.J. Mical)из Epyx которые и задумали систему, решили назвать ее«Handy».Но у самой фирмы Epyx не хватало средств,чтобы самим реализовать проект.Приглашения раздали почти всем крупным компаниям видеоиндустрии,но именно Atari быстренько прикупила права на эту систему,и в 1989 году на выставке CES (Computer Entertainment Show)мир увидел Atari Lynx(в то время еще назывался как Atari Color Portable Entertainment System).Разработкой же игр займется Epyx,гласило соглашение.
Интересно,что в этом же году вышло на свет детище Nintendo под именем Game Boy,который должен был составить ему конкуренцию и это притом,что Atari Lynx(кстати,Lynx переводится как«рысь»)был намного мощнее и обладал цветным экраном(это была первая цветная портативная система,с которой мог играться хоть правша,хоть и левша:благо был некий переключатель).Но,несмотря на то,что Game Boy был черно-белым,он был намного легче и экономнее в плане расходования батарей,но главное причина состояла в цене, Game Boy на момент выхода стоил 109$,а Atari Lynx 199$(а первые цены вообще были около 250 долларов).Обе системы были выпущены в продажу в конце 1989 года под Рождество.Из-за того,что Nintendo к запуску заготовила достаточное количество консолей в отличие от Atari,ее продажи были намного лучше.В результате чего,с самого момента запуска Game Boy стал более популярным. Из-за недостатка в сторонних разработчиках игр продажи консоли никогда не были на высоте даже в 1990 году в момент пика продаж.Также у Atari не было таких же убойных хитов типа Mario Bros как у Nintendo.А осенью 1990 году Atari получила еще один удар:на этот раз от Sega с ее портативной консолью Game Gear.Это означало что Atari Lynx больше не единственная цветная портативная консоль на рынке. Кстати,Lynx была не только первой цветной портативной консолью,но еще и первой,использовавшей на аппаратном уровне зум и искажение спрайтов.В некоторых играх это использовали для непревзойдённого псевдо-3D вида.Ещё одним новшеством была закраска полигонов с небольшим задействием центрального процессора. Игры(общее количество которых более сотни) ыли на приемлемом уровне,однако не хватало качественных хитов от крупных кампаний.Что интересно,ROM содержимое картриджа все еще должно было загружаться в RAM,а это уже сказывалось на нехватке памяти для самой работы портативки(вот почему некоторые игры несколько шли медленнее,чем надо было).Оригинальная игра должна была поставляться в таком комплекте – сам картридж,коробка(box),карточка и постер(или инструкция). Управление у приставки легкое, обычный 8-позиционный джойстик.Игровые кнопки A и B,кнопка паузы,3 опциональные кнопки и еще какая-то одна кнопка.Сверху был регулятор подсветки(яркости),снизу были выходы для питания,ComLynx,наушников,а также еще и регулятор громкости.
Теперь поговорим об аксессуарах для Lynx. ComLynx(PAG-3200)–для Lynx был разработан специальный кабель ComLynx,позволяющий играть в многопользовательские игры двум и более системам(по некоторым данным теоретически можно было играть 17 игрокам)одновременно.
AC adaptor–обычный адаптер для игры от сети. Cigarette lighter adaptor(PAG-3300)–питание от прикуривателя автомобиля(чтобы играть в машине не от батареек). Atari Lynx Sun Shield–специальная защита от солнечных лучей(чтобы можно было днем картинку разглядеть). Lynx/PC serial cable–как видно,соединяет компьютер и портативку,для того, чтобы загрузить простенькие самопальные игрушки,основанные на RAM памяти(ну например,Crystal Mines II:Buried Treasure).
Atari Lynx carrying pouch–сумка-кейс для носки картриджей и кабеля. В 1991 году был разработан более дешевый вариант Lynx II(по 99$ без аксессуаров).Он был немного меньше по размеру,экран поярче,батарейки теперь не так быстро садились(кстати,убрали подстветку,когда игра находится в режиме паузы),выход наушников теперь поддерживал стерео звук(а не моно,как в оригинальной версии).В 1994 году компания Atari и вовсе отвернулась от Lynx.Она сосредоточилась на следующем своем детище–Atari Jaguar.В 1996 году все производства игр были прекращены.Хотя некоторые сторонние разработчики все еще выпускали(например,Telegames)несколько игр. В конечном итоге Atari Lynx была вытеснена с рынка более удачливыми Game Boy и Game Gear.Консоль просто пришла не в свое время и не могла соревноваться с более богатой Nintendo,которая могла позволить себе и хороший маркетинг и дорогую рекламу,тем более что благодаря своей NES имела огромную базу игр от сторонних разработчиков.Да и сама система имела множество недостатков–необходимо 6 AA батареек для работы Lynx(и то не надолго хватало);у оригинального Lynx была проблема с картриджами–вставить их можно было легко,а вот вынуть,увы,очень трудно(Lynx II решил эту проблему);все-таки цена была выше, чем у Game Boy(но сравнивать нельзя ценовой фактор между черно-белым дешевым Game Boy и цветным, дорогим Lynx). Еще был фактор того,что инструментарий разработчика стоил очень дорого,как минимум он требовал компьютер Amiga 2000(странно,что не собственный Atari ST)–а знаете почему именно Amiga,да потому что оригинальные разработчики были членами Amiga design team.К тому же Lynx быстро изнашивался,т.е.ломались кнопки, царапался быстро,да выходили из строя коннекторы.Некоторые могут напутать,когда речь заходить о битности этой системы.Если судить по центральному процессору,то Atari Lynx–8-ми битка,а ежели по видео(как TurboGrafx),то она 16-битная. О других модификациях Lynx’а мало известно,однако есть один вид-Lynx Marlboro Edition(всего было выпущено не более 50 штук),красного цвета.Интересно,что сообщество любителей и фанатов единственной ручной консоли Atari до сих пор могут порадоваться новыми играми от сторонних производителей и просто ламеров-программистов(так например,и компания Songbird разрабатывает новые и доделывает старые игры).Как-то даже была представлена демка,которая представляла собой нечто иное как видео(правда всего 4 секунды,но уже прогресс).Также фанаты выпускают не только новые демки/игры,но и работают по аппаратной части:есть информация о соединении Lynx с Jaguar,с Dreamcast,с TV(для вывода графики на телевизор,хотя качество явно далеко от идеала), MultiCard–некое подобие многоигровок.Также разгоняют главный процессор у приставки,аж до 24 МГц! Технические характеристики: Процессор:8-ми битный MOS 65C02,на частоте 3,6 МГц Со-процессоры:16-ти битные«Mikey»и«Suzy»с частотами по 16 МГц Ram:64 Кб Rom:512 байт Разрешение:160*102 Цвета:16 одновременно из палитры в 4096(можно было и больше 16 вывести,но необходимо было менять палитру каждой строки) Спрайты:одновременно 128 Звук:4-х канальный стерео(моно для оригинального Lynx)плюс 8-битный цифровой аналоговый преобразователь(ЦАП)на каждый канал Носители информации:картриджи емкостью 128,256,512 Кб(теоретически можно было аж до 2 Мб),некоторые картриджи имели внутри еще и память EEPROM для сохранения набранных очков. Экран:LCD 3.5″ Питание:6 АА батареек(хватало на 4 часа у Lynx,у Lynx II на 5-6 часов)и сетевой адаптер(9V DC) Размер:27,3 х 10,8 х 3,8 см(оригинальный Lynx;длина х ширина х высота)и 23,5 х 10,8 х 5,0 см(Lynx II)
Второе решение-консоль Jaguar,выпущенная в 1993 году.Читать подробней о этой приставке в теме Atari Jaguar http://marioland.ucoz.ru/forum/6-19-1#88 Однако,старые привычки трудно искоренить,и Джэк Трэмиел«принимается за старое»,планируя несколько очередных судебных процессов против конкурентов.Один процесс даже закончился победой для Atari.Это был судебный иск против компании Sega по обвинению в нарушении патентных прав.Процесс длился около года,но стороны предпочли уладить вопрос во внесудебном порядке.Для этого компания Sega заплатила Atari 50 тысяч долларов,и купила 4,5 миллиона акций Atari Corporation на сумму около 40 миллионов долларов.Также стоить отметить:В 1976 году случается маленький,но весьма примечательный скандал.Два будущих основателя Apple Computers–Стивен Джобс и Стивен Возняк на короткое время появляются в Atari.Принеся идею новой игры "Breakout"(предшественник знаменитой"Arkanoid"),они участвуют в создании нового игрового автомата.Свою часть прибыли договариваются поделить поровну.По завершении проекта,Стивен Джобс проводит бухгалтерскую махинацию,в результате которой партнер получает гораздо меньше,чем половина совместно заработанных денег."Если друг оказался вдруг…".Возняк узнает об этом несколькими годами позже,когда оба уже будут трудиться над развитием Apple Computers…Также когда то Нолану Бушнеллу,Стив Джобс показывал прототип странного устройства,под который ему требовались инвестиции.Джобс был уверен,что у устройства огромный потенциал—как коммерческий,так и технологический.Но Бушнелл критически оглядел прототип и сказал практически те же слова,которые сам слышал не раз в начале своего пути: —Очень интересная штука,но я не думаю,что это будет интересно покупателям.У массовых персональных компьютеров нет будущего. Стив Джобс не стал спорить.Он просто ушёл,унося прототип Apple I с собой. Использованы материалы:questtime.ne;mini-igry.com;tv-games.ru.